Магазин природной магии
Войти

Святки - святые вечера

Святки - святые вечера
Святки — две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника (06.01) и заканчивающихся Крещением (19.01).

По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, дата которого приходится на середину святочного периода (31.XII). Отличительной особенностью святок является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — «святые вечера». Рождественский сочельник часто именуется «Первая коляда», а Крещенский — «Другая (вторая) коляда». Та же цикличность отмечается и в вариантах названий основных дат, включающих слово «кутья» (обязательное обрядовое блюдо этого периода). Ср. полесское название кануна Рождества «Первая кутья», кануна Нового года - «Другая (вторая) кутья», Крещенского сочельника — «Третья кутья».

Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения. По восточнославянским поверьям, Бог, радуясь рождению сына, выпускает с «того света» и души умерших, и нечистую силу гулять по белу свету. У южных славян святочные дни назывались «погаными», «некрещеными», «караконджуловыми», «вражьими» и т.п.

Ко всем трем праздникам были приурочены особые обряды, определяющие благополучие хозяев на весь текущий год: в дом вносили свежую воду и умывались ею для здоровья; ставили в красный угол первый сноп; пол устилали соломой; разыгрывали магические сценки — «прятались за пирогами», чтобы обеспечить себе урожайный год; обвязывали соломой фруктовые деревья; кормили кутьей домашнюю птицу, окружив ее поясом, чтобы она держалась своего двора; угощали скот обрядовым хлебом, «будили» коров и пчел, поздравляя их с праздником, и т. п.

Особое место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года. Считалось, что с Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима — на мороз; что на Новый Год день прибывает «на куриный шаг»; что день Нового года — это «году начало, зиме — серёдка»; что если на святки много звезд на небе или часто идет снег и на деревьях много инея, то год будет урожайным, и тому подобное.

В связи с поверьями о приходе мифических гостей существовал обычай принимать на святки любого пришедшего в дом как особу священную и одаривать, его обрядовой пищей, предназначенной для духов. По первому посетителю гадали об удаче или неудаче в жизни и хозяйстве. Приход персонажей загробного мира инсценировали и святочные ряженые, среди которых наиболее популярными были фигуры страшилищ, оборотней, «старики», «дед и баба», «кудесники», «буки», «кикиморы», «покойники»; в Вологодском крае их называли «страшные наряжонки». К этим же поверьям можно отнести обычай рядиться «умруном», «смертью», «покойником» в святочных севернорусских играх на посиделках.

Как священные гости и посланники с неба воспринимались и участники святочных колядных обходов: ср. Коляду как персонификацию Рождества. Колядующие ходили по домам в вечернее время и ночью специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им соответствующие благопожелания в форме колядных песен и приговоров.

Центральным моментом всех трех святочных праздников была общесемейная трапеза. Обычно готовилось нечетное количество блюд. Обязательной едой у восточных славян считалась на святки (и на поминках) кутья — вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (иногда приготовленной из смеси разного вида зерна). У русских, кроме кутьи, готовили и другие кушанья — блины и овсяный кисель. Начинали ужин с молитвы и поминовения умерших родственников. Перед ужином или в момент подачи на стол кутьи хозяин выходил на порог дома и торжественно приглашал к ужину души умерших родственников (или других мифологических персонажей — «мороза», «волка», «птиц», «Бога», «тучу», «ветер» и т.п.).

Во время ужина и после него в разных формах осуществлялся акт обрядового «кормления душ», для которых откладывали в специальную миску понемногу от каждого блюда (или первую ложку кутьи, первый испеченный блин); бросали пищу в углы дома, за окно, в печь; оставляли на ночь остатки пиши и посуду на столе.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и обьясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Гадания на Святки

На суженного

Нужно найти церковь, которую можно обойти кругом. И ночью сделать так 12 раз. Это притягивает жениха. А если уже есть кто на примете, то нужно обойти его дом - один раз.

Увидеть жениха (или невесту) во сне можно так. Все Святки перед сном надо говорить: «Господи Христе, три святителя в избе: один видит, другой скажет, третий судьбу покажет». Можно поставить рядом с кроватью кастрюлю с водой и стакан со словами: «С пути с дороги устанешь, у меня есть водица, приходи, суженый, дам тебе напиться».

В полной тишине садятся в темной комнате (только не в спальне). Зажигают перед большим зеркалом две свечи. Берут зеркало поменьше. Ставят напротив большого - чтобы образовался бездонный коридор. И заглядывают в него со стороны маленького зеркала. Через какое-то время, уверяют знатоки, во мраке коридора начинают возникать картины. И может появиться лик будущего избранника. А если появится что-то страшное, нужно сказать: «Чур меня!» И оно исчезнет.

Другой вариант: вместо большого зеркала ставят на стол таз с водой, вокруг - три свечи. Маленькое зеркало подносят к тазу и смотрят в его отражение. Предосторожность тут такая: нужно успеть убрать зеркало, прежде чем суженый поманит к себе.

Да или нет

Большинство святочных гаданий сродни игре в орлянку. Загадал желание, бросил монетку - как упала, так и будет. Например, загадывают желание и берут из вазы горсть орехов. Пересчитывают. Можно перечитать светящиеся окна в доме напротив. Если их - орехов или окон - четное число, желание сбудется. Нет - придется подождать. Гадать можно не больше трех раз. А еще зовут кошку. Чтобы сбылось желание, она должна переступить порог комнаты левой лапой.

А вот развлечение для целой компании. В книгу кладут ключ так, чтобы торчало наружу его колечко. Перетягивают книгу веревкой или резинкой. Подвешивают к люстре. Ждут, когда перестанет качаться. И по очереди начинают выкрикивать желания. На чьем книга повернется - того и сбудется.

И самый популярный вариант - когда девушка на улице бросает туфельку перпендикулярно стене дома. Если туфелька ляжет носком к дому, то замужество в этом году не светит. Если носком от стены - свадьба близка. И совсем уж для раскованных. В древности, напарившись на Святки в бане, деревенские девушки голыми выскакивали наружу на мороз. И замирали секунд на 10. Одни возвращались с радостным визгом, другие молча. Рассказывают, будто бы первые чувствовали прикосновение некоей мохнатой лапы к интимным частям тела. А это сулило богатого жениха. Попробуйте. Вдруг тоже обрадуетесь.

Еще старое гадание: воск растапливают (со столовую ложку) и выливают в молоко или в воду. Получившиеся фигурки толкуют, давая волю фантазии. Считается, что удачу предвещают разные звездочки и сердечки. Нечто похожее на животных - соперниц. На людей - новых друзей. На сосульки - путешествия. Если воск осел блином, то скорого замужества не будет. Равно как если ваш волосок и волосок любимого, положенные на ночь в блюдце, разошлись в стороны.

Разгадывают значение фигурок, и вылив в воду белок яйца. Чтобы не ждать до утра, ставят миску в духовку. Здесь важно, что все это происходит в Святки, когда гадания самые верные.