Без магических слов не обходилась ни одна сфера промышленно-хозяйственной деятельности наших предков. Их использовали для устранения затруднений в охоте, скотоводстве, земледелии, торговле и т.д. С помощью заклинаний надеялись обрести удачу в любви, добиться высокого положения в обществе, одержать победу на войне.
В полном виде заговор состоит из пяти частей:
- Вступление, в котором рассказывается о некоторых необходимых действиях, совершаемых человеком. "Встану я..., пойду я..., стану креститься..." и т.д.
- Выражение собственно желания. "Помоги... не оставь... сними боль..." и т.п.
- Сравнения желаемого с соответствующим явлением природы. "Как дрова в печке горят, так пусть и в его сердце любовь горит..." и т.д.
- Обращение к стихиям (земле, воде, огню, ветру и т.д.) за помощью.
- Замыкание всего текста на исполнение. Это закрепление всего наговора. "Замыкаю я слова свои на замок, ключ в реку бросаю, доколь реке течь так тому и быть..." и.т.п.
Как правило, используется не весь текст, а только его части. Например, вторая и третья (выражение желания и уподобление) или вторая и четвертое (желание и обращение к стихиям). Считается, что этого вполне достаточно.
Исследователь разделяют заговоры на две части: чисто языческие и подвергшиеся влиянию христианства. Заговоров первого типа не сохранилось, мы можем судить о них только по летописям. Например, в договоре Игоря с греками 944 года есть клятва - заклинание дружинников. Те же из них, которые дошли до наших дней, представляют собой некий микс из языческих элементов и христианских воззрений: наряду со стихиями и явлениями природы исполнители "ложных молитв" обращаются к христианским святым.
В современной жизни даже люди, далекие от магии и колдовства, пользуются некоторыми видами магии слова - это всевозможные клятвы, а также присяги.