Ученые из Университета Торонто (Канада) выяснили, что отвращение к чьей-то подлости и безнравственности сродни отвращение к дурным запахам. Когда мы оцениваем неблаговидные поступки, часто говорим: "это дурно пахнет". Оказывается, эта фраза сложилась не на пустом месте.
Психологу Хане Чапман и ее коллегам удалось установить, что реакция лицевых мускулов одного и того же испытуемого на горькие жидкости, неприятные запахи, омерзительные изображения и оскорбляющие человеческое достоинство финансовые предложения совершенно одинакова. Авторы исследования утверждают, что среди всех мимических движений, что они изучили, нашелся всего один по-настоящему универсальный признак - это реакция на горький вкус. Почувствовав на своем языке нечто, весьма далекое по вкусу от ванильного мороженого, человек непроизвольно поднимает верхнюю губу и морщит нос.
Канадцы анализировали именно мимику, а не тембр голоса, жесты, мозговые импульсы, исходя из того, что какого-то уникального мозгового сигнала, который можно было бы зафиксировать при отвращении, нет, а голосовые признаки, равно как и жесты, не настолько понятны. «Мы исследовали подвижность лица, поскольку известно, что чувству отвращения сопутствует характерная мимика, не похожая на то, что демонстрируют люди, испытывающие другие чувства (например, гнев, печаль и т.д.). Поэтому если человек реагирует при помощи мимики на аморальные поступки, то мы можем быть четко уверены, что он испытывает именно отвращение, а не какое-либо другое чувство», — рассказывает РБК daily автор исследования, аспирантка факультета психологии Университета Торонто Хана Чепмэн. «Нашей задачей было исследовать спонтанный эмоциональный опыт и возникающую в этой связи подвижность лица в разных ситуациях — от дегустации неприятных жидкостей до ощущения несправедливости в игре», — добавляет РБК daily профессор, куратор исследования Адам Андерсон.
Испытуемым предлагалось попробовать гадкие на вкус напитки или рассматривать неприятные изображения - физические увечья, ранения, грязные туалеты и т.п. Потом подопытных вовлекли в игру, в которой психологи заведомо блефовали, применяли нечестные приемы и т.п. И тоже регистрировали реакцию добровольцев. Оказалось, что движения мышц лица одинаковы в случаях и физического, и морального отвращения.
- Сюрпризом для нас оказалось то, что наши моральные установки, по-видимому, развились из представлений о том, что есть хорошо или плохо на вид, вкус и запах, то есть что может быть полезно или вредно для нас, - добавляет Хана Чапман.
С конкретными выводами ученые не торопятся: возможно, несправедливость и аромат скунса обрабатываются по отдельности и просто запускают одну и ту же реакцию. С другой стороны, не исключено, что организм приспособил для обработки моральных стимулов ту же систему оценки, что и для стимулов гигиенических.
"Моральные качества часто считаются вершиной эволюции, которой достиг человек. Тем не менее, отвращение - это очень древняя и примитивная эмоция, сыгравшая ключевую эволюционную роль в развитии инстинктов самосохранения и выживания у человека. Наше исследование показывает, что отвращение играет не меньшую роль в моральном облике людей, чем сложные умозаключения", - резюмирует Хана Чапман.